Я уже писал о правиле №1 для родителей: поддерживайте самоуважение малыша. Вот еще три правила, которые помогут вашему малышу вырасти доброжелательным и уверенным в себе человеком, а вам чувствовать себя состоятельным и компетентным родителем.
1. Расставьте приоритеты: важнейшие качества и навыки. Большинство проблем с поведением ребенка можно избежать или разрешить развитием у ребенка двух базовых качеств - храбрости и способности к сочувствию. Эти качества несовместимы с большинством самых распространенных поведенческих отклонений (жадность, эгоизм, лживость, трусость, и т.д.), когда нужна консультация детского психолога, и являются лучшей профилактикой и лекарством от них. Боритесь "за", а не "против". Поощряйте разумный риск, страхуйте при необходимости, обучайте техникам безопасного поведения, но постоянно подталкивайте ребенка к исследованию собственных возможностей и поддерживайте его в этом. Залезть на лестницу, спрыгнуть с кровати, познакомиться с соседским мальчиком - если ребенок делает это впервые, для него это отличная возможность научиться преодолевать страх. Спрашивайте у ребенка "наша бабушка болеет - как ты думаешь, что она чувствует?", пополняйте эмоциональный словарь ребенка, чтобы он научился распознавать и различать чувства, лучше понимать других людей. Вместе с IQ (коэффициент интеллекта) повышайте EQ (коэффициент эмоционального развития). Кроме качеств характера помогайте ребенку сформировать полезные навыки общения - именно эти навыки окажут наибольшее влияние на его успех в различных сферах жизни. Особенно это касается умения ребенка начинать разговор, слушать и выражать свой гнев. Репетируйте на куклах и по ролям. С улыбкой разыгрывайте сложные ситуации и отрабатывайте полезные фразы, например, "Я-высказывания" при выражении неудовольствия: вместо "ты дурак" - "мне это не нравится, прошу тебя больше так не делать". Идеальное средство против детской агрессии.
2. Подавайте пример и хвалите "врасплох". Используйте два самых эффективных способа формирования желательного поведения ребенка: личный пример и "похвала врасплох". Воспитание детей – во многом личный пример. Вместо того, чтобы объяснять ребенку как не надо делать, особенно унижая и ругая его, лучше покажите как надо. Если вы улыбнетесь ему и доброжелательно скажете "смотри, как я это делаю", ребенок непременно последует вашему примеру. Возможно, не сразу, но день Х, когда вы неожиданно для себя увидите "чудесное превращение", обязательно наступит. Запаситесь терпением. Не ждите мгновенного результата. Если вы хотите привить ребенку любовь к книгам, а сами по вечерам просиживаете у телевизора - вряд ли здесь можно надеяться на успех. Читайте ему, когда укладываете спать, читайте с ним по ролям, читайте сами в его присутствии, обсуждайте то, что прочитали - показывайте насколько все это для вас важно и это же будет важно для ребенка, если у вас с ним есть эмоциональный контакт (если нет, смотрите другие правила). Точно так же вы можете подавать ребенку пример смелости, вежливости (прежде всего в разговорах с сами ребенком), способности решать проблему путем переговоров и т.д. Второй способ - хвалите "врасплох". Подмечайте, когда ребенок самостоятельно проявляет сочувствие, терпимость, внимание к другому и пр., обращайте на это внимание ребенка и выражайте свою радость и удовольствие по этому поводу: "Ты поделился с братиком, ты такой добрый и щедрый". Это на много эффективнее, чем ругать его за жадность. Если ребенок самостоятельно не проявляет желаемого вами поведения, например, не делится со сверстниками, предлагайте, но не принуждайте, а главное не критикуйте - это серьезная ошибка. Продолжайте наблюдать и ждите. Подходящий момент настанет, и вы сможете выразить радость его щедростью. Со временем ребенок будет делиться все чаще и чаще, если вы будете реагировать одобрением.
3. Дайте свободу и разнообразьте опыт ребенка. Для гармоничного развития ребенку необходима свобода. Он должен иметь возможность экспериментировать и получать новый опыт, принимать решения и получать обратную связь. Как ребенок узнает что такое "горячо", пока не почувствует? Может быть лучше позволить (или даже предложить) ребенку дотронуться до умеренно горячего чайника, чем запрещать ему это, а потом унижать его словами "Ага! Горячо? А я говорила! Маму надо слушаться!"? Непозволительная ошибка. Такое поведение родителей приводит к зависимости, несамостоятельности и трусости ребенка. Когда только есть возможность, давайте ребенку шанс напрямую контактировать с окружающим миром, обучаясь с помощью "естественных последствий". Начиная с первых дней жизни ребенку необходимы новые впечатления. Исследования показывают, что в головном мозге младенцев, которым предоставляли возможность рассматривать разнообразные яркие картинки и игрушки, формируется гораздо больше нейронных сетей и сами нейроны становятся более зрелыми, чем у младенцев, которые большую часть времени смотрели в потолок. Здоровое дошкольное воспитание детей также основано на соблюдении принципа свободы выбора. Разнообразные впечатления и опыт (книги, выставки, путешествия, занятия музыкой, спортом, лепкой и т.п.) стимулируют интеллектуальное развитие ребенка и усиливают его творческий потенциал. Главное здесь - не настаивать. Предложите ребенку варианты - пусть сам выбирает и проверяет свои способности и предпочтения. То же относится и к воспитанию подростков.
1. Расставьте приоритеты: важнейшие качества и навыки. Большинство проблем с поведением ребенка можно избежать или разрешить развитием у ребенка двух базовых качеств - храбрости и способности к сочувствию. Эти качества несовместимы с большинством самых распространенных поведенческих отклонений (жадность, эгоизм, лживость, трусость, и т.д.), когда нужна консультация детского психолога, и являются лучшей профилактикой и лекарством от них. Боритесь "за", а не "против". Поощряйте разумный риск, страхуйте при необходимости, обучайте техникам безопасного поведения, но постоянно подталкивайте ребенка к исследованию собственных возможностей и поддерживайте его в этом. Залезть на лестницу, спрыгнуть с кровати, познакомиться с соседским мальчиком - если ребенок делает это впервые, для него это отличная возможность научиться преодолевать страх. Спрашивайте у ребенка "наша бабушка болеет - как ты думаешь, что она чувствует?", пополняйте эмоциональный словарь ребенка, чтобы он научился распознавать и различать чувства, лучше понимать других людей. Вместе с IQ (коэффициент интеллекта) повышайте EQ (коэффициент эмоционального развития). Кроме качеств характера помогайте ребенку сформировать полезные навыки общения - именно эти навыки окажут наибольшее влияние на его успех в различных сферах жизни. Особенно это касается умения ребенка начинать разговор, слушать и выражать свой гнев. Репетируйте на куклах и по ролям. С улыбкой разыгрывайте сложные ситуации и отрабатывайте полезные фразы, например, "Я-высказывания" при выражении неудовольствия: вместо "ты дурак" - "мне это не нравится, прошу тебя больше так не делать". Идеальное средство против детской агрессии.
2. Подавайте пример и хвалите "врасплох". Используйте два самых эффективных способа формирования желательного поведения ребенка: личный пример и "похвала врасплох". Воспитание детей – во многом личный пример. Вместо того, чтобы объяснять ребенку как не надо делать, особенно унижая и ругая его, лучше покажите как надо. Если вы улыбнетесь ему и доброжелательно скажете "смотри, как я это делаю", ребенок непременно последует вашему примеру. Возможно, не сразу, но день Х, когда вы неожиданно для себя увидите "чудесное превращение", обязательно наступит. Запаситесь терпением. Не ждите мгновенного результата. Если вы хотите привить ребенку любовь к книгам, а сами по вечерам просиживаете у телевизора - вряд ли здесь можно надеяться на успех. Читайте ему, когда укладываете спать, читайте с ним по ролям, читайте сами в его присутствии, обсуждайте то, что прочитали - показывайте насколько все это для вас важно и это же будет важно для ребенка, если у вас с ним есть эмоциональный контакт (если нет, смотрите другие правила). Точно так же вы можете подавать ребенку пример смелости, вежливости (прежде всего в разговорах с сами ребенком), способности решать проблему путем переговоров и т.д. Второй способ - хвалите "врасплох". Подмечайте, когда ребенок самостоятельно проявляет сочувствие, терпимость, внимание к другому и пр., обращайте на это внимание ребенка и выражайте свою радость и удовольствие по этому поводу: "Ты поделился с братиком, ты такой добрый и щедрый". Это на много эффективнее, чем ругать его за жадность. Если ребенок самостоятельно не проявляет желаемого вами поведения, например, не делится со сверстниками, предлагайте, но не принуждайте, а главное не критикуйте - это серьезная ошибка. Продолжайте наблюдать и ждите. Подходящий момент настанет, и вы сможете выразить радость его щедростью. Со временем ребенок будет делиться все чаще и чаще, если вы будете реагировать одобрением.
3. Дайте свободу и разнообразьте опыт ребенка. Для гармоничного развития ребенку необходима свобода. Он должен иметь возможность экспериментировать и получать новый опыт, принимать решения и получать обратную связь. Как ребенок узнает что такое "горячо", пока не почувствует? Может быть лучше позволить (или даже предложить) ребенку дотронуться до умеренно горячего чайника, чем запрещать ему это, а потом унижать его словами "Ага! Горячо? А я говорила! Маму надо слушаться!"? Непозволительная ошибка. Такое поведение родителей приводит к зависимости, несамостоятельности и трусости ребенка. Когда только есть возможность, давайте ребенку шанс напрямую контактировать с окружающим миром, обучаясь с помощью "естественных последствий". Начиная с первых дней жизни ребенку необходимы новые впечатления. Исследования показывают, что в головном мозге младенцев, которым предоставляли возможность рассматривать разнообразные яркие картинки и игрушки, формируется гораздо больше нейронных сетей и сами нейроны становятся более зрелыми, чем у младенцев, которые большую часть времени смотрели в потолок. Здоровое дошкольное воспитание детей также основано на соблюдении принципа свободы выбора. Разнообразные впечатления и опыт (книги, выставки, путешествия, занятия музыкой, спортом, лепкой и т.п.) стимулируют интеллектуальное развитие ребенка и усиливают его творческий потенциал. Главное здесь - не настаивать. Предложите ребенку варианты - пусть сам выбирает и проверяет свои способности и предпочтения. То же относится и к воспитанию подростков.
Просмотров: 648 | Дата: 09.12.2011