Бульдозер зарекомендовал себя на земельных работах - разработке и перемещении грунтов, рытья и засыпки траншей, возведения насыпей, перемещения щебня, расчистки дорог от снега, а также для выполнения планировочных работ.
Бульдозер включает в себя базовую машину и навесное бульдозерное оборудование, расположенное спереди. Бульдозерное оборудование состоит из рабочего органа (отвала), толкающего устройства и системы управления отвалов.
Толкающее устройство бульдозера состоит из балок коробчатого сечения. Передняя часть толкающего устройства шарнирно соединена с отвалом бульдозера, а задняя — также шарнирно с опорами, расположенными на базовом тракторе. Машишист управляет отвалом бульдозера из кабины с помощью канатной или гидравлической системы управления.
Отвал бульдозера является жесткой сварной металлоконструкцией с лобовым листом криволинейного профиля. Чтобы избежать пересыпание грунта при работе на несвязных и рыхлых грунтах, к средней части отвала приваривается козырек. Вдоль нижней кромки отвала с помощью болтов крепят режущие ножи.
При гидравлическом управлении подъем и опускание отвала и фиксирование его в заданном положении, а иногда и его перекос в вертикальной (поперечной) плоскости производится с помощью гидроцилиндров системы управления, установленных на базовой машине. Этими гидроцилиндрами управляют с помощью рычагов гидрораспределителя, находящегося в кабине машиниста.
Бульдозеры разделяют по установке рабочего органа, типу базовой машины (гусеничные или пневмоколесные) и по тяговому классу базовой машины. По установке рабочего органа бульдозеры делят на бульдозеры с неповоротным и с поворотным отвалом. У первых отвал расположен под углом 90° к оси базовой машины. У бульдозеров с поворотным отвалом положение отвала можно менять относительно продольной оси базовой машины в горизонтальной плоскости, т.е. Отвал бульдозера может быть повернут в ту или другую сторону относительно своего среднего положения (когда угол между отвалом и продольной осью базовой машины составляет 90°) на любой угол.